Sign in to follow this  
Followers 0
Darksell

Оформление ДТП без ГАИ

5 posts in this topic

Вниманию всем автолюбителям!

В Украине вводится "европротокол"

Верховная Рада Украины предоставила право участникам дорожно-транспортных происшествий (ДТП) оформлять материалы ДТП, в которых пострадали застрахованные транспортные средства и отсутствуют пострадавшие лица.

За закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения" проголосовали в четверг 328 народных депутатов из 408 зарегистрировавшихся.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ), фактически законом вводится так называемый "европротокол" ("еврорапорт"), позволяющий не привлекать сотрудников ГАИ при незначительных ДТП.

Закон, как пояснили в МТСБУ, принят с целью приведения законодательства Украины в соответствие с европейской практикой, в соответствии с которой, если в результате ДТП были получены незначительные повреждения, это вопрос исключительно сферы страхования, и, соответственно, им должны заниматься страховщики без участия государственных органов.

"Европротокол или еврорапорт, по сути, - это сообщение участников ДТП страховщикам о том, что произошло событие. Оформляется он по установленной форме, которая будет разработана", - сказал представитель МТСБУ.

Он отметил, что законом применение европротокола предусмотрено, если в результате ДТП нет травмированных, погибших людей, все участники ДТП застраховали свою ответственность и согласны с причиной ДТП, то есть отсутствуют спорные моменты.

Кроме того, упрощенная процедура оформления ДТП применяется при отсутствии признаков алкогольного, наркотического опьянения или пребывания под влиянием лекарственных препаратов.

Согласно закону, в случае соблюдения всех указанных выше условий участники ДТП не привлекаются к ответственности по статье 124 Кодекса об административных правонарушениях за совершение ДТП.

При этом собеседник агентства подчеркнул, что закон предусматривает дополнительные нормы, позволяющие использование европротокола.

В частности, предполагается использование в Украине только одного типа договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), тогда как в настоящее время существуют три типа договора, что осложняет выяснение вопроса, действовал ли механизм страхования или нет.

По словам представителя МТСБУ, по закону, водители, которые на момент его вступления в силу (через 6 месяцев после опубликования) имеют договоры ОСАГО 2-го и 3-го типа полиса, не смогут воспользоваться услугой европротокола, однако они в любой момент могут заключить новый договор и перейти на 1-й тип.

Кроме того, отметил собеседник агентства, устанавливается исключительный перечень документов, которые предоставляются к заявлению о ДТП. Предусмотрена возможность заверения копий непосредственно страховой компанией либо подписью заявителя, однако страховщик имеет право потребовать для ознакомления оригинал. "Это европейская практика", - сказал представитель МТСБУ. При этом он уточнил, что эта норма распространяется не на все документы - некоторые должны быть заверены тем органом, который их выдал, или нотариально.

Принятый закон решает вопросы, связанные с урегулированием тех случаев, в которых была обоюдная вина участников ДТП. В соответствии с нормой закона, при наличии вины нескольких участников ущерб возмещается в равных частях пропорционально.

Также закреплен вопрос, связанный с нанесением ущерба автопоездом (тягачом, прицепом) или самостоятельным буксированием. "Документом закреплено, что ответственность возлагается на того, кто был ведущий", - сказал представитель МТСБУ,

По его словам, по европротоколу возмещаться будет только тот ущерб, который был причинен транспортному средству потерпевшего. В случае если он хочет получить возмещение и за какое-либо имущество, то он должен будет вызывать ГАИ.

"Еще очень важный момент, закрепленный принятым документом, - это установление исключительного перечня для отказов страховщиками в выплате. На сегодняшний день страховщики пользуются общими нормами закона о страховании, которые не всегда приемлемы для страхования ОСАГО", - подчеркнул собеседник агентства.

Важным является и то, что теперь для транспортных средств, которые постоянно зарегистрированы на территории Украины, будут действовать годовые полисы. Однако при этом дается возможность заключения договора на срок, начиная от полугода - так называемый "сезонный полис" с применением сезонного коэффициента. Платеж по таким договорам будет соответственно меньше. В случае если водитель совершает в ДТП в период, который не покрывается договором, страховая компания возместит ущерб пострадавшему, однако взыщет с клиента произведенную выплату.

"Законом вводятся нормы, которые позволят дисциплинировать страхователей. Например, в случае если при расчете коэффициента клиент компании предоставил недостоверную информацию, страховщик после осуществления выплаты будет иметь право требовать компенсации в размере 50% от страховой суммы. Также если застрахованное лицо ненадлежащим образом выполняло свои обязательства, например, если страховщик запросил определенную информацию, а страхователь игнорировал просьбу, что привело к задержке выплаты, страховщик имеет право требовать от такого "нерадивого" клиента 20% от ее размера", - сказал представитель МТСБУ.

Кроме того, по его словам, документом изменяются сроки осуществления страховых выплат. Если на сегодняшний день действует норма 30 дней с момента получения страховщиком всех документов, то теперь - в течение 15 дней с момента, когда пострадавший и страховщик согласовали размер ущерба, но не позже 90 дней с момента поступления заявления.

Закон вступает в силу через 6 месяцев с момента его опубликования. За этот период Кабинету министров необходимо внести изменения в правила дорожного движения, другие нормативные документы. Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг, МТСБУ и ГАИ также необходимо разработать ряд нормативных актов, в частности, типовые схемы ДТП.

"Участники ДТП рисуют схему произошедшего, передают страховщику, он открывает книгу "Типовые схемы", находит типичную схему, которая определяет, кто виноват и насколько процентов. При разработке такой книги можно воспользоваться аналогами России, Франции, так как правила дорожного движения совпадают на 90%", - отметил собеседник агентства

Источник: http://www.interfax.com.ua/rus/main/61353/

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подводные камни оформления ДТП без ГАИ

Сегодня в больших городах население ежедневно сталкивается с проблемами огромных пробок на дорогах из-за того, что автомобили, которые попали в незначительные ДТП, должны часами ждать сотрудников ГАИ для оформления происшествия. Это создает массу неприятностей и водителям, и простым гражданам, которые вовремя не могут добраться на работу или домой. Частично разрешить проблему может введение в Украине европротокола. Европротокол поможет разгрузить дороги, так как водителям не придется долго ждать ГАИ на месте аварии, если она незначительна. Европротокол - это также возможность для потерпевшего в результате ДТП обратиться за возмещением убытка в свою страховую компанию, а не в компанию причинителя вреда, как это было ранее.

По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но, вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию?" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция, или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, - сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол - на английском, в Испании - на испанском, в Украине будет на украинском языке и т.д.

Кстати, в соседней России, где европротокол появился раньше, используется французская модель. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть, в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим, в нем должно быть изложено общее видение страхователя и пострадавшего относительно обстоятельств ДТП и схема этого происшествия.

У потерпевшего есть выбор: обратиться в страховую компанию виновного в ДТП или к своему страховщику. Если прямой страховщик откажет в прямом возмещении убытков, потерпевший будет иметь возможность обратиться в страховую компанию виновника. При этом, условия обращения в страховую компанию прямого страховщика оговорены законом об ОСАГО. Прямое урегулирование возможно, если вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Во всех иных случаях потерпевший должен по-прежнему обращаться в компанию виновного в ДТП.

Польза для ГАИ и водителей от введения европротокола будет обоюдная. Европротокол даст возможность потерпевшим в результате ДТП договориться о возмещении ущерба без участия представителей Госавтоинспекции, что позволит урегулировать происшествие в более короткий срок. В то же время, оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать административной ответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.

По данным ГАИ, в 2009 г. зафиксировано 230 тысяч ДТП. Только 30 тысяч из них - это случаи с потерпевшими, которые требуют вмешательства со стороны государства. Оставшиеся 200 тысяч ДТП - это имущественные споры, которые могут урегулировать страховые компании.

Причин задержки с введением европротокола несколько. Первая - недостаточная популярность ОСАГО среди водителей, что исключало возможность полюбовного решения проблемы при ДТП. Вторая - сопротивление ГАИ. Хотя официально Госавтоинспекция всячески поддерживает идею урегулирования вопросов по мелким ДТП без своего участия, но неофициально это может повлечь за собой сокращение штата автоинспекции. Также снизятся показатели по штрафам, поступления за выдачу справок. Третья - неготовность украинских страховых компаний. С введением прямого урегулирования убытков страховой рынок должен быть готов к скачку убыточности по этому виду страхования. Страховые эксперты прогнозируют также увеличение количества случаев страхового мошенничества на рынке примерно на 10%. С введением европротокола страховым компаниям придется задуматься о возможностях оптимизировать расходы на ведение дел по ОСАГО. Одним из таких методов могло бы стать введение бездокументарного оборота полисов по ОСАГО. Это могло бы сэкономить страховщикам расходы на ОСАГО приблизительно на 25%. Но для этого нужно обеспечить безупречную работу централизованной базы данных МТСБУ.

Однако, даже, если европротокол будет введен в Украине, неизвестно как он здесь приживется. В России, к примеру, он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был портфель с важными документами и деньгами и пострадал, то без ГАИ по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же, европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Так что для Украины, несомненно, положительным моментом является то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность, и потому неизбежно возрастет количество случаев мошенничества, при этом сводится на нет возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В двух словах для тех кто не сталкивался с этим и не в теме, принцип действия Европротокола позволяет оформить ДТП без участия работников ГАИ при наличии нескольких условий:

- в ДТП не более 2 автомобилей;

- нет постадавших;

- нет претензий друг к другу по поводу алкогольного опьянения;

- у водителей нет спора по поводу виновника происшествия;

- ответственность водителей застрахована (т.е имеется полис автогражданки).

Если один из этих пунктов отсутствует, необходимо вызывать работников ГАИ.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На мой взгляд это просто формальность.при мелких дтп люди и так договариваются между собой.сам два раза был в мелких дтп,так мне проще было дать сразу денег(хоть я и застрахован).штраф за дтп 800,а ремонта на 300,так какой смысл?!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На мой взгляд это просто формальность.при мелких дтп люди и так договариваются между собой.сам два раза был в мелких дтп,так мне проще было дать сразу денег(хоть я и застрахован).штраф за дтп 800,а ремонта на 300,так какой смысл?!

ну, это смотря какой автомобиль ты влупил. если жигули - то да

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.